Теракт 11-го сентября 2001 г. некоторыми, но далеко не всеми, воспринят, как объявление третьей мировой войны мусульманскими террористами против цивилизованных стран – США, Европейских стран, России и Израиля. События апреля – мая 2003 года с очевидностью показали, что война уже началась и из этого нужно исходить в процессе борьбы с международным терроризмом.
Действительно, и до войны в Ираке, и во время и после ее произошел целый ряд терактов, направленных против американцев и европейцев, (например, в Бали), и, конечно, против израильтян, а в последнее время, также и в Саудовской Аравии, Марокко. В Чечне впервые начали происходить теракты, производимые террористами – камикадзе. И все эти теракты осуществили мусульманские террористы.
Против кого мусульманские террористы ведут войну? В первую очередь, против США, во вторую – против европейских стран (пока это ими не очень рекламируется), конечно, против Израиля (это рекламируется, как против Израиля и поддерживающих его США), конечно, против России в ее конфликте с Чечней. Но также и против мусульманских стран, с целью заменить в них светские режимы фундаменталистскими. И следует отметить сходный почерк, обмен опытом, взаимную помощь мусульманских террористических организаций в разных странах.
Таким образом, войну с терроризмом, главным образом, имеющим мусульманскую идеологию, следует рассматривать как войну мирового сообщества с мировым мусульманским терроризмом, а не как полицейские операции отдельных стран с изолированными мусульманскими экстремистскими группами в этих странах. Победа в этой войне — это первый этап построения нового мирового порядка 21-го века
Огромное техническое превосходство США, европейских стран и России (в дальнейшем будем называть их цивилизованными странами) над мусульманскими террористическими организациями и поддерживающими их мусульманскими странами, в основном тоталитарными, но не всегда, не вызывает сомнений. В традиционных войнах цивилизованные страны, несомненно, могут относительно легко победить.
Однако, данная война не традиционная, поэтому у террористов есть свои преимущества, которые делают ситуацию не столь однозначной.
Рассмотрим соотношение сил противоборствующих сторон.
1) Конечно, вооружение у мусульманских террористических организаций гораздо слабее, чем у цивилизованных стран, террористические организации не могут производить современное оружие, но они используют средства для производства терактов, произведенные в цивилизованных странах, причем эти средства иногда вполне современные.
2) Количество бойцов у террористов достаточно большое, но гораздо меньше, чем у цивилизованных стран. Это не имеет значения, поскольку для обеспечения терактов оно вполне достаточное и все время пополняется и возрастает.
3) Руководства и общества цивилизованных стран гораздо чувствительнее к потерям, чем руководства и общественное мнение террористических организаций, поскольку гибель бойцов-террористов вызывает приход в террористические организации новых людей.
4) Цивилизованные страны ограничены в применении средств ведения войны соображениями гуманности и политкорректности, в то время как для террористов все средства хороши.
5) Понимание проблемы у цивилизованных стран противоречивое, они пока не поняли опасность ситуации, в то время как мусульманские террористы не сомневаются, что они воюют за правое дело, за которое не жалко отдать жизнь.
6) Цивилизованные страны разрознены, у каждой из них имеются свои интересы, которые они считают более важными, чем борьба с терроризмом, мусульманский терроризм гораздо более сплоченный, солидарность мусульман поддерживается религиозными предписаниями.
7) Сочувствие мирового общественного мнения на стороне цивилизованных стран в части терактов с многочисленными жертвами. Однако, оно на стороне мусульманских экстремистов, которых многие считают борцами за свободу, или борцами за свое государства в Палестине, или борцами за достойную жизнь, за преодоление бедности. Тем более, что пропаганда мусульманских террористов, например, Арафата, гораздо интенсивнее и талантливее, чем пропаганда антитеррора.
8) Конечно, финансовые возможности цивилизованных стран несравненно выше, но и расходы на противостояние с террористами гораздо выше, чем расходы на выполнение терактов, так что, неизвестно, что лучше финансируется, терроризм или антитеррор.
9) Наконец, стратегия цивилизованных стран еще не разработана и не объявлена, а стратегия мусульманских террористов широко известна – распространение Ислама на весь мир.
Таким образом, вопрос о соотношении сил между террористами и борцами с терроризмом достаточно сложен, но не следует, полагаясь на огромное технологическое преимущество цивилизованных стран, надеяться на легкую победу. В то же время, не следует поддаваться панике, считая победу террористов предрешенной.
Цивилизованным странам следует, поняв опасность проблемы, не теряя времени объединиться, организоваться и победить терроризм, разработав эффективную стратегию борьбы с террором. Промедление приведет к многочисленным жертвам, поскольку соотношение сил во временном разрезе меняется в пользу террористов.
Война в Ираке показала следующее:
1) Современная армия США может практически без потерь разгромить за несколько дней многочисленную регулярную армию тоталитарного государства, вооруженную устаревшим оружием и имеющую устаревшие средства ведения войны.
2) Солдаты и офицеры армии тоталитарного государства, дисциплина и боеспособность которой поддерживается страхом репрессий со стороны режима, а не идеалами, перестают сопротивляться, как только понимают, что режим рухнул и репрессий больше бояться не следует.
3) Одновременно с армией разрушается полиция, и начинаются грабежи. Это естественно, поскольку мораль в тоталитарном государстве отменена, все держалось на страхе, а, как только режим рухнул, бояться стало некого.
4) Обоснование начала войны правительством США оказалось неубедительным, к тому же цивилизованные страны оказались расколоты и не поддержали коалицию. Это было несомненной ошибкой как США, так и цивилизованных стран, поскольку позволило террористическим организациям и поддерживающим их мусульманским государствам трактовать эту войну, как агрессию. Таким образом, данная, успешная в военном смысле операция, которая являлась по существу гуманитарной интервенцией в войне цивилизованных стран против терроризма, могла и должна была привести к сплочению цивилизованных стран и нейтрализации мусульманских стран, поддерживающих терроризм, не привела к этому. Наоборот, она сплотила мусульманские страны и способствовала сплочению террористические организаций, которые решили, что можно играть на противоречиях между цивилизованными странами. Это инициировало призывы лидеров террористов к усилению борьбы и многочисленные теракты под лозунгом мести Соединенным Штатам за агрессию в Ираке.
Опыт борьбы с террором в течение 19 – 20 – го веков показывают, что если эта борьба основана только на силовых операциях, она малоэффективна, поскольку может привести только к временной победе, как только по тем или иным причинам интенсивность антитеррора ослабевает, террор вспыхивает с новой силой. Поэтому только сочетание силовых операций и создания идеологии 21-го века может привести к победе над мировым терроризмом.
Первым шагом создания идеологии 21-го века должно быть принятие мировых антитеррористических законов, полностью запрещающих применение террора, как средства достижения любых, даже самых справедливых целей. Далее должен быть принят запрет тоталитаризма, фундаментализма, любых видов ксенофобии. Таким образом, должен быть провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей над суверенитетом отдельных стран, возможностью ущемления прав и свобод населения или его частей руководством стран или даже меньшинства населения большинством. Можно назвать данные запреты основными принципами мировой морали.
За этим должно последовать принятие процедур давления на страны в случае нарушения основных принципов мировой морали, вплоть до гуманитарных интервенций.
Принципы мировой морали должны быть поддержаны проработанными и рекомендованными гуманными и законными путями достижения справедливых целей при содействии мирового сообщества.
Необходимо также, чтобы Принципы мировой морали были одобрены иерархами основных религий, как уточнение религиозных предписаний, обязательных для верующих.
После принятия мировым сообществом и мировым общественным мнением Принципов мировой морали силовые методы борьбы с терроризмом будут восприниматься не как капризы отдельных мировых лидеров или борьба за мировое господство, а как справедливая борьбы против преступников на благо всего человечества и каждого народа в частности.
С точки зрения борьбы с мусульманским терроризмом страны мира можно отнести к нескольким группам:
¾ Цивилизованные страны, пострадавшие от мусульманского терроризма или подвергающиеся угрозам со стороны мусульманских террористических организаций. Это в первую очередь США, Россия и Израиль, но к этой группе можно отнести и остальные европейские страны, Австралию, а также Индию, Индонезию и Филиппины.
¾ Мусульманские страны, в том числе фундаменталистские, поддерживающие терроризм, которые США относят в «Оси зла».
¾ Светские мусульманские страны, зачастую страдающие от терактов, руководство которых опасается прихода к власти фундаменталистов, но традиционно оказывающие единоверцам, в том числе и мусульманским террористическим организациям, моральную и финансовую поддержку, а зачастую граждане этих стран становятся исполнителями, а иногда и руководителями террористических организаций.
¾ Страны мира, связанные с туризмом и отдыхом граждан стран первой группы, подвергающиеся угрозам атак террористов и несущие от этого ощутимые потери.
¾ Страны, пока не вовлеченные в данную проблему.
¾ Наконец, страны, находящиеся в процессе восстановления после гуманитарной интервенции (в настоящее время Афганистан и Ирак).
В устранении угрозы терроризма заинтересованы все группы стран, кроме стран «Оси зла», причем последние после войны в Ираке очень опасаются, что явная поддержка ими терроризма вызовет против них давление, возможно, требование смены режима, или даже гуманитарную интервенцию.
Соловые методы борьбы с терроризмом должны сделать террор невыгодным как для исполнителей, так и для поддерживающих его стран и организаций, кроме того, не должно оставаться надежды, что террористическими методами могут быть достигнуты любые цели.
На наш взгляд стратегия силовой борьбы с терроризмом должна заключаться в следующем:
¾ Страны первой группы должны сплотиться перед угрозой терроризма и направить усилия на искоренение терроризма во всех странах, поскольку террористы легко перемещаются из одних стран в другие.
¾
В частности, необходимо не мешать, а
помочь Израилю искоренить палестинский терроризм. Необходимо понять, что любые
попытки продолжить политику примирения Израиля с Палестинской автономией до
того, когда Палестинский автономия полностью прекратит террор, а ее руководство
осудит террор и примет обязательство не допускать терактов, ведут не к миру, а к
продолжению войны в Палестине. Для Квартета (США, ООН, Европы и России) мира на
Ближнем Востоке можно добиться единственным способом: – потребовать от
руководства Палестинской автономии немедленно полностью прекратить террор, и
тогда создание Палестинского государства будет обеспечено мировым сообществом. В
случае продолжения террора вопрос о создании Палестинского государства будет
вообще снят с повестки дня. В этом случае любая поддержка Палестинской автономии
будет прекращена.
Принцип «Мир в обмен за территории» должен быть отвергнут, он порождает у
террористов надежды на то, что они могут достичь своих целей, устраивая теракты.
Такой подход полностью соответствует интересам цивилизованных стран, поможет им
и в борьбе с терроризмом в других странах, поскольку продемонстрирует
безнадежность достижения любых целей путем террора.
¾ Также, недопустимы несогласованные действия против стран-изгоев, поскольку такие действия создают у руководства этих стран и террористических организаций иллюзии, что они могут играть на разногласиях богатых цивилизованных стран.
¾
В странах-изгоях (Оси зла) необходимо
добиться смены тоталитарного режима на демократический, способный действенно
бороться с терроризмом в своей стране и в других странах. При солидарные
действиях цивилизованных стран смена режима в большинстве случаях не потребует
военных действий. Если
вожди тоталитарного режима поймут, что смена режима все равно произойдет, они
предпочтут отказаться от власти добровольно, предпочитая изгнание смерти или
длительному заключению.
При этом нужно иметь ввиду, что переход от тоталитарного режима к
демократическому – это довольно длительный процесс, даже под внешним управлением
занимающий лет десять, а без внешнего управления может занять два поколения (лет
40 –60).
¾ Светские мусульманские страны, зачастую сами страдающие от терактов, следует убедить или принудить решительно осудить терроризм, полностью отказаться от всякой моральной и финансовой поддержки мусульманских террористических организаций, а также бороться с терроризмом в своих странах, не допуская террористической пропаганды, тем более, вербовки своих граждан в ряды террористов. Недавняя конференция 55 мусульманских стран в Иране, которая выразила озабоченность тем, что после теракта в США терроризм стали связывать с мусульманской религией, показала, что добиться осуждения террора мусульманскими духовными лидерами, как извращения предписаний Ислама, вполне реально.
¾ Очевидно также, что Мировое сообщество должно всячески противодействовать образованию тех или иных странах тоталитарных и фундаменталистских режимов.
¾ Руководства цивилизованных стран должны законодательно запретить своим мусульманским общинам оказывать любое содействие мусульманским террористическим организациям.
Таким образом, победа цивилизованных стран над террористическими организациями вполне возможна. Однако, для этого потребуются политическая воля и энергичные совместные действия.
Прежде всего, цивилизованные страны должны понять, что война против мусульманского терроризма уже идет. Палестинские террористы, например, в этом совершенно уверены, поскольку Хамас обсуждает вопрос о заключении с Израилем перемирия, а перемирие заключают только во время войны. Чем позже это обстоятельство будет осознано цивилизованными странами, тем труднее им будет добиться победы и цена ее будет выше. Вспомним, как в первый день войны Гитлеровской Германии против СССР Советская армия получила приказ не поддаваться на провокации и не открывать огонь, и почти все ее самолеты были уничтожены на аэродромах, а флот по приказу адмирала Кузнецова открыл огонь по немецким самолетам, и потерь практически не было.
Другими словами, раз это война, нужно стремиться к победе, а не к перемирию, поскольку время работает не на цивилизованные страны, а на террористов.
В газете «Известия» за 5 июня 2003 г. помещена очень интересная статья Евгения Шестакова об интервью, которое взял пакистанский журналист Насра Хасан у 250 палестинских смертников, в том числе молодых женщин. В ней, в частности, отмечается, что 76 процентов палестинцев поддерживают атаки смертников, в палестинских школах восьмилетние дети усердно изучают опыт боевиков-самоубийц, а старшеклассники зубрили стихотворения, в которых прославлялись люди, ставшие «живыми бомбами». Так что не стоит ждать, когда эти дети вырастут и начнут применять свои знания по всему миру. Нечеткая позиция России в палестино - израильском конфликте уже привела к тому, что оружие, отработанное в Израиле — террористы-смертники начали свою кровавую деятельность и в России.
На мой взгляд, исходные положения «Дорожной карты» ошибочны. Руководство США решило, что, раз так легко удалось победить в Ираке, также легко удастся помирить палестинцев и израильтян. Однако, «Дорожная карта» почему-то предлагает переговоры лидеров, которые могут продолжаться как угодно долго, в то время, как в Ираке было применено быстрое и эффективное силовое решение.
Представляется, что руководство палестинцев должно быть поставлено перед выбором:
¾ либо немедленно (например, в течение месяца), полностью прекратить террор, арестовать террористов и их лидеров, призывающих к террору, и начать государственное строительство, и в этом случае цивилизованные страны помогут созданию Палестинского государства,
¾ либо Палестинское государство в Палестине не будет вообще создаваться в обозримое время, будет составлен список руководителей Палестинской автономии и террористов, которые будут привлечены к международному суду. Конечно, прекращено финансирование, возможно, введено внешнее управление до тех пор, пока террор не прекратится полностью, и не появятся условия, при которых можно будет создать Палестинское государство.
Аналогичный подход должен быть применен к мусульманским странам. Как отмечалось выше, на конференции в Иране представители 55 мусульманских стран выразили озабоченность тем, что терроризм связывают с мусульманской религией, а мусульман зачастую стали рассматривать, как потенциальных террористов. По их мнению, это неправильно, поскольку Ислам – это мирная религия.
Как известно, в Коране есть высказывания, которые можно трактовать, как призывы к миру, но есть и такие, которые однозначно воспринимаются, как призывы к войне против неверных и распространению Ислама на весь мир. Так что, все зависит от трактовки.
Поэтому, мусульманские страны должны быть поставлены перед выбором:
¾ либо однозначно провозгласить, что Ислам является мирной религией, решительно осудить терроризм, особенно терроризм-камикадзе, изолировать своих экстремистов, запретить любую поддержку террористов,
¾ либо страны, которые этого не сделают, будут отнесены к «Оси зла» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом, ни у кого не должно оставаться надежды, что террористическими методами можно добиться каких-либо целей, а террористическая идеология должна быть заменена идеологией мира и сотрудничества между всеми государствами, независимо от их религиозной принадлежности.
После убедительной победы коалиции в Ираке ситуация в мире такова, что при наличии политической воли терроризм может быть побежден сравнительно быстро, и этой ситуацией нужно воспользоваться.
Илья Нейштадт, Москва.
[John Neystadt WWW] | 17 посещений, начиная с 1.11.2007 |